Телемедицина
[править | править код]
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 апреля 2016; проверки требуют 56 правок.
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.
|
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
|
Телемедицина — Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией. Является одним из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире (около 20 % в год)[1]. Так же используется термин "дистанционная медицина".
Содержание
- 1Содержание термина «телемедицина»
- 2Основные направления телемедицины
- 3Развитие телемедицины в мире
- 4Телемедицина в России
- 5Телемедицина и конфиденциальность
- 6Литература
- 7Примечания
- 8Ссылки
Содержание термина «телемедицина»[править | править код]
Существует большое количество определений термина «Телемедицина». Формальное определение важно с юридической и политической точек зрения. В рамках политики Всемирной организации здравоохранения в области телемедицины предлагается следующее определение: «Телемедицина — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ»
Основные направления телемедицины[править | править код]
Телемедицинские консультации[править | править код]
Телемедицинские консультации осуществляются путём передачи медицинской информации по телекоммуникационным каналам связи. Консультации могут проводиться как в «отложенном» режиме, так и в режиме реального времени.
Отложенные телеконсультации[править | править код]
Наиболее дешевый и простой способ организации консультации на расстоянии путём передачи медицинской информации по электронной почте. Он мало подходит для экстренных случаев, однако малозатратен и весьма эффективен при надлежащем организационном обеспечении процесса.
Консультации в режиме реального времени[править | править код]
Эти консультации более требовательны к техническому оснащению, их проводят с использованием широкополосных каналов связи и видеоаппаратуры. Различают плановые, экстренные видеоконсультации и видеоконсилиумы. Во всех этих случаях обеспечивается непосредственное общение между консультантом и лечащим врачом. Чаще всего такие консультации проводятся с участием больного. При этом сеанс видеоконференцсвязи может проходить как между двумя абонентами, так и между несколькими абонентами в так называемом многоточечном режиме, то есть наиболее сложные случаи могут обсуждаться консилиумом врачей из разных медицинских центров. Считается, что дистанционная видеоконсультация гораздо дешевле физического посещения пациентом врача — в зависимости от расстояния между пунктами соотношение затрат может составлять до 50 раз в пользу телемедицины. Телемедицинские системы позволяют организовать диалог с врачом-экспертом (видеоконференцию) на любом расстоянии и передать практически всю необходимую для квалифицированного заключения медицинскую информацию (выписки из истории болезни, рентгенограммы, компьютерные томограммы, снимки УЗИ и т. д.).
Телеобучение[править | править код]
Проведение лекций, видеосеминаров, конференций с использованием телекоммуникационного оборудования. Во время таких лекций преподаватель может иметь интерактивный контакт с аудиторией. В результате использования таких технологий у врача появилась реальная возможность непрерывного профессионального образования без отрыва от места работы. Лекции, как и видеоконсультации могут проходить в многоточечном режиме, таким образом, лекция может быть прочитана сразу для слушателей из разных стран.
Трансляция хирургических операций[править | править код]
Применение сетевых видеокамер позволяет организовать трансляцию хирургической операции. Данная технология может использоваться также в режиме «теленаставничества», когда более опытный врач дистанционно контролирует действия менее опытного коллеги в режиме реального времени.
Негласный контроль состояния здоровья личного состава[править | править код]
В жилище и на рабочем месте могут устанавливаться аппараты, измеряющие бесконтактным способом температуру тела человека, принимающие магнитокардиограммы (МКГ) или магнитоэнцефалограммы (МЭГ), записывающие электромагнитные сигналы, возникающие вследствие сокращения мускулатуры, другие параметры с целью характеристики функционального состояния организма человека. Такая техника используется разведслужбами ряда стран мира с целью скрытного и негласного наблюдения за состоянием здоровья сотрудников. Соответственно организуются основные и резервные ситуационные центры, где обрабатывается поступающая информация. В случае возникновения острых или обострения хронических заболеваний решается вопрос об оказании медицинской помощи в стране пребывания, либо об отзыве сотрудника[2].
Мобильные телемедицинские комплексы[править | править код]
Получают развитие мобильные телемедицинские комплексы (переносные, на базе реанимобиля и т. д.) для работы на местах аварий. Малогабаритные мобильные диагностические комплексы можно использовать в отсутствии телемедицинских кабинетов и центров, непосредственно там, где возникла необходимость: в машинах скорой помощи, удалённых больницах, бригадах медицины катастроф и санитарной авиации, медицинских формированиях ведомств по чрезвычайным ситуациям и обороне. Современный мобильный телемедицинский комплекс объединяет в себе мощный компьютер, легко сопрягаемый с разнообразным медицинским оборудованием, средства ближней и дальней беспроводной связи, средства видеоконференции и средства IP-вещания.
Системы дистанционного биомониторинга[править | править код]
Телемедицинские системы динамического наблюдения применяются для наблюдения за пациентами, страдающими хроническими заболеваниями, а также на промышленных объектах для контроля состояния здоровья работников (например, операторов на атомных электростанциях). Многообещающим направлением развития таких систем является интеграция датчиков в одежду, различные аксессуары, мобильные телефоны. Например, жилет с набором биодатчиков, регистрирующих ЭКГ, артериальное давление и ряд других параметров, или мобильный телефон с возможностью регистрации ЭКГ и отправки её средствами GPRS в медицинский центр, а также с возможностью определения координат человека в случае угрозы жизни.
Домашняя телемедицина[править | править код]
Это дистанционное оказание медицинской помощи пациенту, проходящему курс лечения в домашних условиях. Специальное телемедицинское оборудование осуществляет сбор и передачу медицинских данных пациента из его дома в отдаленный телемедицинский центр для дальнейшей обработки специалистами. Это важно, например, для больных с сердечной недостаточностью, нуждающихся в регулярных и частых обследованиях. Комплексы, включающие датчики, измеряющие температуру тела, давление крови, парциальное давление кислорода, ЭКГ и функции дыхания, соединены с настольным монитором, который, в свою очередь, автоматически отправляет данные в телемедицинский центр.
Развитие телемедицины в мире[править | править код]
Первой страной, поставившей телемедицину на практические рельсы, стала Норвегия, где имеется большое количество труднодоступных для традиционной медицинской помощи мест. Второй проект был осуществлен во Франции для моряков гражданского и военного флотов.
В настоящее время во многих странах и в международных организациях разрабатываются многочисленные телемедицинские проекты. Объём мирового рынка телемедицины в 2016 году, по данным P&S Market Research, составил порядка $18 млрд[1].
ВОЗ разрабатывает проект создания глобальной сети телекоммуникаций в медицине, включающей в себя электронный обмен научными документами и информацией, её ускоренный поиск с доступом через телекоммуникационные сети, проведение видеоконференций, заочных дискуссий и совещаний, электронного голосования.
Получают развитие и международные сети медицинских телекоммуникаций, направленных на разные цели: система «Satellife» — для распространения медицинских знаний в развивающихся странах и подготовки кадров, «Planet Heres» — предложенная ВОЗ система глобальных научных телекоммуникаций, международной научной экспертизы и координации научных программ, другие системы и сети.
Европейское сообщество профинансировало более 70 международных проектов, нацеленных на развитие различных аспектов телемедицины: от скорой помощи (проект HECTOR) до проведения лечения на дому (проект HOMER-D). Главной задачей проектов является развитие методов медицинской информатики, нацеленных на регистрацию и формализацию медицинских данных, их подготовку к передаче и приему. Разрабатываются и испытываются алгоритмы сжатия информации, стандартные формы обмена информацией как на уровне исходных данных (изображений, электрических сигналов, например электрокардиограмм, и т. д.), так и на уровне истории болезни. Идет разработка автоматизированных рабочих мест по различным врачебным и диагностическим специальностям (ультразвуковая диагностика, компьютерная томография, рентгенология, биохимия). Кроме того, существуют проекты, интегрирующие все конкретные разработки (например, ITHACA), а также проекты, осуществляющие оценки эффективности частных проектов и распространение лучших решений (STAR). Практически все проекты дублированы, то есть ЕЭС заведомо идет на увеличение расходов, чтобы получить наилучшие решения.
На конец 2016 года уровень проникновения телемедицины в Европе составлял около 30 %[1].
В настоящее время в мире известны более 250 телемедицинских проектов, которые по своему характеру делятся на клинические (подавляющее большинство), образовательные, информационные и аналитические. По географической распространенности проекты распадаются на: местные (локальные внутри одного учреждения, их 27 %), региональные (40 %), общенациональные (16 %) и международные (17 %). Многие проекты являются многоцелевыми, в половине случаев (48 %) они связаны с телеобразованием и телеобучением. В каждом четвёртом проекте новые каналы передачи информации используются для нужд управления и администрации. В 23 % телемедицина используется для медицинского обслуживания жителей сельских и удаленных районов.
Сегодня (конец 2016 года) самым развитом рынком телемедицинских консультаций являются США. В 2016 году в стране было проведено около 1,25 млн телеконсультаций. По статистике Американской телемедицинской ассоциации, дистанционные консультации и мониторинг сокращают количество госпитализаций на 19 %, а количество обращений за очной консультацией — на 70 %. Экономия на транспортировке тяжелобольных благодаря онлайн-консилиумам достигает $500 млн ежегодно[1][3][4].
Телемедицина в России[править | править код]
Потенциал российского рынка телемедицинских услуг оценивается в 18 млрд руб. в год (по информации на конец мая 2017 года)[1].
Президент России Д. А. Медведев в мае 2010 года так обозначил важность телемедицинских консультаций:[5]
Хорошим примером организации системы отложенных телемедицинских консультаций может служит телемедицинская система Пензенской области, где в эту систему были включены все центральные районные больницы, а в качестве консультантов служат ведущие специалисты всех областных ЛПУ.
В России, с её значительными расстояниями, довольно перспективно выглядит и рынок консультаций в режиме реального времени. Считается, что дистанционная видеоконсультация в 20 раз дешевле поездки пациента с Урала в Москву, для Якутии и Забайкалья — в 40 раз (в случае необходимости сопровождения пациента медицинским работником стоимость поездки удваивается).
Кроме того, уже более восьми лет через стандартные средства Интернета обеспечивается доступ к видеокамерам, установленным в лаборатории телемедицины и операционных Российского научного центра хирургии РАМН, что позволяет вести трансляции хирургических операций[6].
История российской телемедицины[править | править код]
Первые видеоконсультации в РФ прошли в 1995 году в Военно-медицинской Академии им. С.М. Кирова, в городе Санкт-Петербург. Но ими отмечается, что первые шаги относятся к 70 годам[7], когда в основном осуществлялась передача ЭКГ на расстоянии в специальные консультативные центры.
1997 год. Реализация проекта видеоконференций «Москва-регионы России», объединивший Научный Центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева РАМН, НИИ педиатрии, и ряд других центров.
1999 год. Создается московская корпоративная телемедицинская сеть, в которую входили 32 учреждения ЛПУ.
2001 год. Интеграция Российских телемедицинских сетей с мировым информационным пространством.
2017 год. В мае законопроект о телемедицине, разработанный Минздравом России, был направлен на рассмотрение в Госдуму[1].
Новый закон о телемедицине[править | править код]
В январе 2017 года Госдума России приняла в третьем и окончательном чтении законопроект о телемедицине, который дал возможность выписки электронных рецептов и проведения дистанционной врачебной помощи. 31 июля закон был подписан президентом Владимиром Путиным. Впервые в истории разрешено врачам оказывать медицинскую помощь пациентам с помощью телемедицинских консультаций, консилиумов, дистанционного мониторинга.
Закон устанавливает формат взаимодействия врача и пациента: если пациент первый раз обратился к врачу в формате телеконсультации, то ему должны установить профильного врача и назначить время очной встречи. Затем, когда прошла очная встреча, был поставлен диагноз, назначено лечение — пациент имеет право обращаться к своей лечащему врачу с дополнительными вопросами заочно, например, посредством сети Интернет. Для идентификации участников планируется использовать единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), информационный обмен будет осуществляться с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Лечащий врач получает право выписывания как обычных, так и электронных рецептов, включая рецепты на препараты, содержащие наркотические или психотропные вещества. Устанавливается возможность дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента лечащим врачом после очного приема, на основании полученных данных о пациенте.
Активную работу в разработке законопроекта и дорожной карты приняла рабочая группа «Яндекса» под руководством Александра Шульгина. «Яндекс» выступил в качестве соавтора поправок к законодательству, легализующих телемедицинские технологии, с помощью которых можно оказывать удаленную помощь пациентам.
Закон вступает в силу с 1 января 2018 года, электронные рецепты станут законными с 2019 года[8].
Сервисы телемедицины[править | править код]
В 2016 году было запущено мобильное приложение «Яндекс.Здоровье», которое предоставляет возможность получения онлайн-консультаций от разных врачей с помощью видеоконференций. Также на рынке присутствует компания Doc+, которая оказывает услуги в области телемедицины, в нее в 2016 году «Яндекс» и «Baring Vostok» вложили 5,5 млн долларов США[9].
В декабре 2017 года крупнейший Сбербанк, DocDoc и Медскан запустили совместный телемедицинский проект "Модуль Здоровья", который представляет из себя киоск, в котором можно пройти первичное обследование организма с помощью пульсоксиметра, ЭКГ, термометра, тонометра, дерматоскопа, отоскопа, офтальмоскопа, лабораторных анализов и проконсультироваться удаленно с врачом.[10]
В 2018 года был запущен сервис телемедицины Питерской компании MyDoc[11]. От конкурентов сервис отличается возможностью выбор категории врача (врач специалист, врач квалификационной категории, врач с ученной степенью)[12]. На сайте и 2 приложения (ios и android) представлены более 20 цивилизаций врачей (в том числе, достаточно редкие: аритмолог, флеболог, миколог, кардиолог), а так же возможность записаться на очный прием к врачу или на сдачу анализов и медицинский обследований.
Телемедицина и конфиденциальность[править | править код]
Существуют опасения, связанные с возможностью утечки конфиденциальной информации о пациенте в сети Интернет, которая является открытой сетью, а передача медицинских данных пациентов и их обсуждение в открытом для всех режиме является с правовой точки зрения недопустимым. Эта проблема преодолевается путём кодирования информации или же путём получения от пациента расписки о допустимости передачи данных о нём по открытой сети.
Литература[править | править код]
- Баранов А. А., Вишнева Е. А., Намазова-Баранова Л. С. Телемедицина — перспективы и трудности перед новым этапом развития. — Педиатрическая фармакология, 2013[13].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Мария Попова. Телеускорение // Коммерсантъ, № 95 (6089), 31 мая 2017
- ↑ Emeli-Komolafe J. Telehealth, Telemedicine or Electronic Health Simplified. — New York: Xlibris, 2014
- ↑ Телемедицина — шаг в будущее
- ↑ Телемедицина ждет своих пользователей // Российский медицинский журнал. № 9 от 04.05.1996, стр. 23
- ↑ Стенографический отчёт о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России
- ↑ «Телемедицина на сегодня — уродливая и самодельная» // vc.ru
- ↑ ТЕЛЕМЕДИЦИНА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ // Наука и жизнь
- ↑ Госдума приняла закон о телемедицине
- ↑ В России ожидается быстрое развитие телемедицины
- ↑ Сбербанк запустил пилотный проект в области телемедицины для своих сотрудников (рус.), ТАСС. Дата обращения 20 июня 2018.
- ↑ Mydoc - сервис для онлайн консультаций врачей. Южный Федеральный (29 января 2019). Дата обращения 19 апреля 2019.
- ↑ Запись к врачу в поликлинике: варианты и нюансы. expert.ru. Дата обращения 19 апреля 2019.
- ↑ Телемедицина — перспективы и трудности перед новым этапом развития
Ссылки[править | править код]
source http://tessrijogo.blogspot.com/2019/11/blog-post_347.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий